Общедоступные охотничьи угодья — есть ли будущее?

Учитывая огромную популярность охоты у россиян, вполне понятно, почему государство очень серьезно относится к регулированию вопросов, касающихся того, где и на каких условиях можно охотиться. Особенно часто в последнее время возникают споры по поводу общедоступных охотничьих угодий (ООУ), где, согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» от 24.07.2009 №209-ФЗ, физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, эти территории не закреплены за конкретным охотпользователем.

Ни один охотник не откажется от возможности заняться любимым делом на таком участке, где можно охотиться практически на все виды дичи за сравнительно не высокую цену. С другой стороны, охотнадзор практически не контролирует такие территории, что приводит к целому ряду неприятных последствий наподобие уменьшения дичи, ухудшения состояния лесных дорог и т.д. Если территория закреплена за тем или иным индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то они обязаны выполнять целый ряд требований, в том числе, обеспечивать поддержание нормального состояния охотничьей инфраструктуры. В свою очередь на общедоступных участках ситуацию курируют только государственные инспекторы, которых, понятное дело, всегда не хватает, что неудивительно, принимая во внимание размеры и количество угодий в закрепленном за инспектором районе.
Кстати, те, кто полагает, что охота в ООУ не сопряжена с оформлением разрешительных документов, также будут разочарованы: формальностей, конечно меньше, но они все-таки есть. В частности, чтобы со спокойной душой брать ружье и отправляться на охоту нужно получить в Минэкологии Нижегородской области или другого региона (в каждой области есть соответствующий исполнительный орган), особый документ – разрешение, для чего необходимо оплатить госпошлину и правильно заполнить бланк заявки.

Общедоступно – не значит бесплатно.

На территории каждого региона, в соответствии с законодательными нормативами, должно быть не менее 20 процентов общедоступных охотничьих угодий, куда могут ездить охотники за дичью. Казалось бы, если в формулировке присутствуют термин «общедоступный», то никаких преград для рядовых граждан не должно существовать. На практике же, чтобы получить удовольствие от охоты все же придется заплатить некоторую сумму денег. Стоимость разрешения на охоту не так уж высока – 400 рублей, но в эту сумму не включаются так называемые лимитируемые виды. Таким образом, если вы хотите поохотиться, к примеру, на глухаря или тетерева, то дополнительно предстоит заплатить 100 и 20 рублей соответственно. Более высоки расценки на лося, кабана и медведя (1500, 400 и 3 тысячи рублей), причем, просто так разрешения на них не выдаются – в Нижегородской области проводится лотерея, выиграть в которую очень мало шансов. А в других регионах России распределение происходит вообще не понятным образом по принципу «кто успел – тот и съел», разрешения на лимитируемые виды дичи получают те охотники, кто первый подал заявление. Понятно дело, что такими охотниками часто становятся особо приближенные друзья власть имущих чиновников.
Конечно же, если сравнивать с расценками на территории охотничьих хозяйств, то эти расходы кажутся небольшими. Но в целом, если принимать во внимание принцип формирования общедоступных охотничьих угодий, где нет представителей егерской службы, непонятно, а куда же, уходят деньги – неужели на обеспечение государственных инспекторов? Скорее всего, они просто растворяются в большой массе бюджетных доходов государства.

Тенденции и проблемные вопросы.

То, что мнения по поводу ООУ разделились, вполне понятно, поскольку законодательная база на сегодняшний день проработана недостаточно, что позволяет находить, как очевидные плюсы существования общедоступных участков, так и серьезные минусы. Среди преимуществ, прежде всего, следует назвать не столь заоблачные цены на разрешения на добычу, что особенно существенно для тех, кто часто охотится, а также минимальный перечень необходимых документов (кроме разрешения на добычу потребуется только разрешение на оружие). Пренебрежительно относиться к получению документов не рекомендуется, так же, как и убивать животных, занесенных в Красную книгу – это чревато серьезными штрафами и прочими санкциями со стороны органов государственной власти. Интересно, что изначально в каждом из ООУ региона можно было оформить заявку (например, в Нижегородской области охотник мог получить разрешение в 39 районах), однако впоследствии количество заявок было уменьшено до одной.
Даже с учетом ограничений на число выдаваемых разрешений, количество дичи в пределах общедоступных угодий может быть небольшим, что объясняется наплывом охотников и отсутствием постоянного наблюдения за отстрелом и численностью различных видов животных. Кстати, именно поэтому многие российские защитники природы, весьма негативно относятся к дальнейшему увеличению площади ООУ, полагая, что это ставит под угрозу выживание многих представителей фауны. Другим существенным минусом охоты в пределах таких угодий является, конечно, отсутствие или весьма плачевное состояние охотничьей инфраструктуры, к которой относятся тропы, дороги, просеки за которыми в закрепленных угодьях следят сами охотпользователи. Только кажется, что лес – он везде лес, но на самом деле мало приятного в том, чтобы пробираться через горы мусора или идти по заброшенной дороге. Впрочем, сказать, что владения, за которые отвечают юридические лица и ИП, всегда находятся в идеальном порядке тоже проблематично, поэтому выбор места, куда отправиться на охоту, зависит исключительно от приоритетов охотника.
Нужно сказать, что значительная часть негатива в отношении ООУ связана скорее с воплощением идеи на практике, то есть с отсутствием продуманного механизма регулирования. Вполне вероятно, что ситуацию удастся улучшить, если внести корректировки в Федеральное законодательство, а также позаботиться о реальном контроле со стороны региональных властей.
Существуют некоторые непонятные моменты, связанные с тем, какие земли могут считать общедоступными угодьями. Например, если речь идет о населенном пункте или фермерском хозяйстве в пределах территории общедоступных угодий, то включаются ли они в ее общую площадь или нет? Если верить приложению к Федеральному закону, то да, входят, однако при этом относятся к категории элементов окружающей среды, непригодных для охотничьей деятельности. Что же касается создания новых поселков и городов в пределах ООУ, то ситуация неоднозначная, поскольку единых рекомендаций по стране не разработано, то есть решение принимается на основе региональных планов развития охотничьих территорий. Впрочем, рядовому охотнику разбираться в хитросплетениях закона нет смысла – достаточно посмотреть на схему общедоступных угодий своего региона, тем более что эта информация есть, как на специальном стенде Минэкологии вашего региона, так и на нашем сайте в разделе «Угодья» по адресу: https://hunt.nnov.ru/karta-oxotnichix-ugodij-nizhegorodskoj-oblasti

Кто несет ответственность за общедоступные охотничьи угодья?

Поскольку законом не предусмотрен постоянный надзор за общедоступными охотничьими угодьями, есть мнение, что в них практически нет дичи, ведь не проводится биотехния для поддержания сохранности фауны. Не выдерживают никакой критики, как уже упоминалось выше, и лесные дороги, путешествие по которым может стоить немалых нервов. Однако, несмотря на отсутствие каких-либо практических действий (за исключением периодических проверок) охотникам все равно приходится платить денежные средства за право добыть дичь в ООУ.
Кто-то может возразить, что сама по себе охота является бесплатной, а по факту приходится платить за работу инспектора, однако почему тогда нужно доплачивать за лицензионные виды, ведь объем работы чиновника от этого не зависит? Если судить по аналогии с закрепленными угодьями, где человек платить охотпользователю, то: кто получает деньги, тот и несет ответственность, а в случае с ООУ – это государство. К сожалению, чиновники пока что не придумали эффективного способа контроля – все предложения находятся в состоянии «разработки».
По мнению некоторых охотников, весьма удачной идеей было бы создать специальный фонд, который бы занимался вопросами сохранения и приумножения животных именно в общедоступных охотничьих угодьях. Инвестировать в такую организацию, понятное дело, следует из государственного бюджета, а в качестве дополнительных инвестиций использовать деньги, которые охотники платят за получение разрешений, а также штрафы. Очевидно, что без перехода от природопользования к природоуправлению сохранить имеющиеся богатства не удастся, поэтому наиболее перспективным направлением развития в отношении ООУ специалисты считают разработку методов государственного контроля над воспроизводством и сохранением животного мира.

Изменение закона – первый шаг для оптимизации охоты в ООУ.

Оценивая текущее положение дел в общедоступных охотничьих угодьях, можно отметить, что, несмотря на все ухищрения, количество браконьеров увеличивается, а численность зверей уменьшается. Разумеется, подобная ситуация наблюдается не в каждом регионе, но необходимость принятия решительных мер не вызывает сомнений. В первую очередь есть потребность в доработке законодательства, касающегося ООУ, в частности, имеет смысл разработать более конкретную систему развития ООУ: прежде всего, обеспечить проведение силами государства проведение специальных биотехнических мероприятий для воспроизведения поголовья животных, усилить охрану общедоступных угодий от незаконной охоты. Необходимо также решить вопрос о возможном участии в ведении ООУ простых охотников, а именно позволить им участвовать в биотехнических мероприятиях, охране и других мероприятиях по развитию угодий. Такие охотники, на наш взгляд, могли бы впоследствии пользоваться некоторыми льготами на охоту в угодьях, где ими была оказана помощь.
Чрезвычайно важной задачей является формирование сознательности у самих охотников, ведь если каждый будет следить за собой, ограничивать количество добытых зверей, соблюдать правила (как это делается в других цивилизованных странах) и требовать соблюдение норм закона и этики от других охотников, то проблем с воспроизводством животных и ухудшением экологии удастся избежать. В идее ООУ, без сомнений, есть рациональное зерно, однако чтобы и охотники, и государство были удовлетворены, необходимо прилагать серьезные усилия.

19 февраля 2015 в 16:20

2 комментария

  1. Aleksmel`nik:

    Я вполне согласен с этой статьей, только вот охотники унас не серьезные пошли. Т. к. с ними начинаешь обсуждать тему в отношении подкормки зверя, обустройство солонцов и т.д. они сразу же начинают возмущаться что » Вот для кого та это все делать, нафик надо…». А так я в целом поддерживаю!

    • rzawm:

      На сколько понимаю данные мероприятия практикуются, я о привлечении охотников к биотехническим и прочим мероприятиям в ООУ.

      Вот офф инфа о жеребьевке в распределении
      https://ohotnadzor.government-nnov.ru/?id=98571
      Первая табличка обычные охотники, а вторая между охотниками которые участвовали в биотехнических мероприятиях, причем 70 процентов лицензий распределяется именно в пользу последних охотников.
      А тут по ссылке https://ohotnadzor.government-nnov.ru/?id=87989 материалы о проведении биотехнических мероприятий, актуальных заданиях, заявления, и прочее прочее

      Так что исходя из официальной информации с сайта
      Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, охотники привлекаются к обустройству ООУ, а в итоге получают приоритеты при распределении лицензий

Оставить комментарий

Вы должны войти, что бы оставить комментарий.

Версия для компьютера | Переключить на мобильную версию