Приобретая щенка, необходимо заблаговременно подготовить для него место. Хорошо, если у охотника есть возможность содержать своего питомца на открытом воздухе. В этом случае лучше всего соорудить вольеру и внутри ее поставить будку. Можно поставить будку в сарае, сделав в его стенке выход для собаки в огороженный выгул. Ни в коем случае нельзя держать щенков в закрытых, темных сараях, а также на привязи.
В зимнее время, до наступления теплой погоды, маленького щенка лучше держать в квартире. Многие охотники вынуждены держать лайку в квартире круглый год. В таких случаях устраивать щенка нужно не на 1—2 дня, а на все время его жизни в этом доме. Ему подбирают постоянное место, которое должно быть расположено так, чтобы лежащий щенок, а позднее взрослая собака, никому не мешали.- Здесь кладут коврик, который ежедневно чистят и вытряхивают. Нельзя устраивать такое место вблизи от отопительных приборов и на сквозняке.
Щенка с первых же дней приучают к своему месту. В это время щенки много спят. Заметив, что питомец хочет лечь, владелец кладет его на коврик, гладит и одновременно говорит спокойным голосом: «На место». Эту процедуру повторяют неоднократно и вскоре щенок сам, как только захочет спать, отправляется на свое место. Эта привычка у него вырабатывается быстрее, если в квартире будут убраны с пола на некоторое время ковры и дорожки. Нельзя приучать щенка укладываться на диван или кресло хотя бы на короткое время. В дальнейшем это перейдет в нехорошую привычку, от которой его невозможно будет отучить. Очень часто бывает, когда уже взрослая собака, неоднократно наказанная, не ложится на диван в присутствии владельца и его семьи, а в их отсутствие отдыхает не только на диване, но и на кровати. Если за лайкой укоренился такой порок, то, чтобы избежать этого, диван и кровать перед уходом хозяев из квартиры, следует покрывать газетами. Наш опыт позволяет утверждать, что такая мера обычно дает хорошие результаты.
Щенок часто оправляется, чем создает большие неудобства в квартире. Наказывать его за это в раннем возрасте нельзя. Чтобы приучить щенка оправляться на улице, нужно чаще его туда выносить, особенно в первые дни пребывания в квартире. В первые часы жизни на новом, незнакомом месте, когда у щенка появляется потребность испражняться и мочиться, он некоторое время кружится и иногда скулит, как бы подыскивая, где это можно сделать. Важно сразу заметить такой момент и, подхватив щенка, вынести его на улицу, а если это сложно, поместить в заранее приготовленный ящик с песком. Поступая таким образом каждый раз, владелец быстро добьется того, чтобы щенок просился на двор. Если же его не приучить к этому с раннего возраста, то подросшего будет значительно труднее отучить пачкать в комнате. Выведенный на прогулку, он может долго ходить и ничего не делать, а вернувшись в квартиру, станет оправляться.
В раннем возрасте щенка приучают к кличке. Она должна быть короткой, односложной или двухсложной, звучной и красивой. Нежелательно давать лайкам отечественных пород клички иностранного происхождения, которые обычно свойственны легавым собакам (Джон, Джек, Дези и т. п.), а также традиционные клички гончих и борзых (Добыч, Карай, Сигнал и т. д.). Для своего питомца лучше подобрать кличку, обозначающую название охотничьего животного, реки, гор, окраса и характера собаки и т. п. Звучные и своеобразные клички лайкам дают охотники таежных районов. Для финских и карело-финских лаек желательно давать клички, которые употребляют охотники на их родине (Капу, Укко, Ури, Койра, Пику, Пири, Сити и др.). Такие клички подчеркивают происхождение и особенности этих пород, а также говорят о кинологической культуре охотника.
При выращивании щенка основное внимание должно быть обращено на его кормление. Только при кормлении полноценными кормами и соблюдении правильного режима питания из щенка можно вырастить хорошо развитую, физически крепкую и неутомимую в работе лайку. Недостатки в росте и развитии, появляющиеся из-за недостаточного или неправильного кормления щенка в период от 1 до 6—8 мес, в последующем невозможно исправить. Корм для щенка должен быть свежий, питательный, легкоусвояемый и малообъемный. Состав корма и режим кормления, как правило, изменяются с возрастом щенка.
Обычно щенки с момента рождения до 15—20-дневного возраста питаются только молоком матери, которое является незаменимым продуктом. В первые часы и дни щенки получают молоко особого состава, так называемое молозиво. В нем имеется не только более высокое содержание белков, но и целый комплекс микроорганизмов, составляющих кишечную микрофлору здоровой собаки. Эта микрофлора на протяжении всей последующей жизни выращиваемого щенка будет способствовать его нормальному пищеварению. Вот почему важно, чтобы в первые дни жизни щенок получал именно материнское молоко.
К 15—20-дневному возрасту пищеварительный тракт щенка бывает достаточно развит и способен усваивать не только коровье молоко, но также манную кашу, сваренную на молоке, творог, а после 20 дней — нежирное мясо, нарезанное мелкими кусочками. Обычно с этого времени и начинается подкормка щенков. Но, если у суки нехватает молока, щенков приходится подкармливать значительно раньше, с 10, а иногда и с 8-дневного возраста. В этих случаях приготавливают тщательно размешанную смесь молока с яичным желтком (на полстакана молока один яичный желток), которой и кормят щенков. С 12—14-дневного возраста щенков можно подкармливать жидкой кашицей, приготовленной из детской питательной смеси «Малыш».
К моменту отъема щенков от матери основой их питания становится корм, получаемый от хозяина, так как молока у матери становится меньше, а щенкам требуется все больше и больше пищи. Дальнейший рост щенка, его развитие, крепость и сила зависят от режима кормления, состава, качества и количества получаемой пищи.
Собака — плотоядное животное, поэтому основным ее кормом в период роста должны быть продукты животного происхождения: мясо, которое до 20—25 % желательно скармливать в сыром виде, молочные продукты, рыба. Мясо следует давать постное, тощее, лучше не мороженое, которое не так полноценно, как парное. Мороженое же мясо щенку можно давать лишь после оттаивания. Очень полезно давать печень, почки, сердце. Следует, однако, помнить, что в печени иногда бывают зародыши глистов, поэтому такой корм в сыром виде можно скармливать лишь после проверки его ветврачом.
Рыба хотя и служит источником белкового питания, не может полностью заменять мясные продукты. Собаку, а щенка особенно, нельзя полностью сажать на рыбный рацион. Этот вид корма нужно чередовать с мясом. Лучше использовать для корма собаки морскую рыбу. Ее можно давать и сырую и вареную. Речная рыба часто бывает костлявой и может также служить источником заражения глистами.
Молоко и другие молочные продукты — питательный и наиболее легко усвояемый организмом собаки корм. Молочные продукты необходимо давать не только щенкам, но и кормящим сукам, больным и ослабленным после болезни собакам. Однако следует помнить, что молочные продукты быстро портятся, особенно в теплую погоду. Поэтому нужно очень внимательно следить за их качеством при скармливании как щенкам, так и другим собакам.
Крупы и овощи богаты углеводами и витаминами. Из круп варят на мясном бульоне или на молоке полугустую кашу. Маленьким щенкам лучше варить некоторое время манную кашу, а затем кашу из овсяных хлопьев. Следует знать, что собаки плохо переваривают каши из ячневой и особенно из перловой крупы, поэтому их крайне нежелательно использовать в качестве корма при выращивании щенков. Овощи, преимущественно морковь, маленьким щенкам дают тертыми в небольшом количестве в смеси с другими кормами. Щенков 3—4-месячного возраста желательно приучить к поеданию сырых овощей, фруктов и ягод. Делать это нужно не навязчиво. Если щенок с детства привыкнет поедать свежие фрукты и овощи, никакие аптечные витамины и рыбий жир ему будут не нужны.
С 1,5-месячного возраста щенкам надо давать мягкие кости, которые наряду с хрящами являются источником минеральных солей, необходимых для формирования скелета собаки. Крупные кости с мягкими концами способствуют также укреплению челюстей молодой собаки и служат для нее своеобразными игрушками, отвлекая от порчи мебели, обуви и белья. Трубчатые кости от птиц, а также острые рыбные кости давать нельзя. Щенок, разгрызая и глотая их, может поранить кишечник или желудок и погибнуть. С 3-месячного возраста щенка можно кормить остатками от обеда, преимущественно супами и кашами, но они должны быть непрокисшими, без острых приправ и не сильно солеными.
В возрасте 1—2 мес щенка нужно кормить 6 раз в сутки. Примерный объем пиши в каждую кормежку должен быть около одного стакана. В дальнейшем разовую порцию корма увеличивают и щенка кормят некоторое время 5 раз в сутки, а затем 4 раза. Объем разовой порции корма регулируют в зависимости от аппетита щенка. При этом необходимо следить не только за тем, чтобы щенок был сыт, но чтобы и не переедал, иначе у него может быть слабая или провислая спина. Нельзя давать щенку горячий или очень холодный корм. Обычно он должен быть чуть теплым. Щенок должен съедать свою порцию полностью, вылизывая дно миски или кормушки.
Если почему-либо он не съел пищу, ее необходимо сразу же убрать и следующую порцию корма давать только в положенное время. Этим щенок, во-первых, приучается к регулярному питанию и, во-вторых, предохраняется от заболеваний кишечника, так как остающаяся пища, особенно летом, быстро прокисает и становится непригодной. Проголодавшийся щенок, поедая прокисшую пищу, обычно заболевает катаром кишечника. Аппетит щенка является показателем здоровья. Отказ от корма в большинстве случаев бывает связан с заболеванием собаки.
Нельзя давать щенку (да и взрослой собаке) лакомые кусочки со стола, когда обедает семья, иначе в дальнейшем собака, сидя у стола и глядя на обедающих людей, будет постоянно попрошайничать. Лакомства в виде сахара, конфет и кондитерских изделий следует давать в ограниченных количествах, как поощрение за выполненную команду.
При нормальном кормлении щенок бывает здоровым, хорошо растет и быстро развивается. Контроль за ростом производится взвешиванием и некоторыми промерами. (Важнейшие показатели роста—вес, высота в холке и обхват груди — в различные периоды жизни заводских пород лаек приведены в приложениях.) Показателями нормального развития щенка являются также сроки смены молочных зубов на постоянные. Сначала, в возрасте около 3,5 мес, начинают меняться средние резцы. Затем происходит смена крайних резцов и клыков. Ложнокоренные зубы меняются в возрасте 5—6 мес. У щенка в 7 мес должны вырасти все зубы. Плохой рост зубов, их слабость и хрупкость эмали свидетельствует о неудовлетворительном развитии щенка, что в большинстве случаев связано с недостатком витаминов и минеральных солей.
При содержании щенка в квартире владельцу нужно знать, что как только у его питомца началась смена зубов, многие вещи и в первую очередь обувь, одежду и некоторые другие предметы необходимо убрать в недоступные для щенка места. В противном случае они будут испорчены, так как щенок грызет почти все, что ему доступно. Это может продолжаться до 10—11 мес. В этот период возле постоянного места щенка все время должны быть крупные кости (бедренные, берцовые, лопатки). Можно отдать также старые тапочки и мягкие, резиновые игрушки, чтобы он занимался ими. Деревянные чурки и палки давать нежелательно, так как щенок, заглатывая мелкие щепки, может повредить себе пищевод и кишечник.
С началом смены зубов щенки часто грызут также штукатурку. Это связано с тем, что одновременно со сменой зубов идет быстрый рост костяка и организму щенка не хватает солей кальция. В этот период, кроме мягких костей, ему нужно давать в качестве минеральной подкормки глицерофосфат кальция или глюконат кальций.
В книге «Натаска легавой», написанной опытным охотником-собаководом И. И. Аникеевым [2], сообщается о том, что он вырастил много щенков и лишь один из них (от суки автора Леди) был с неправильным прикусом. Однажды он по совету молодого охотника давал в качестве минеральной подкормки таблетки глюконата кальция и у всех щенков, получавших эти таблетки, появился неправильный прикус. Автор не утверждает прямо, что глюконат кальция является причиной появления неправильных прикусов, но зато такое мнение создается у читателя. Что можно сказать по этому поводу? По-видимому, не глюконат кальция, а Леди была виновницей появления неправильных прикусов. Ведь от нее и раньше был получен один щенок с таким дефектом. В питомнике ВНИИОЗ было выращено несколько сотен щенков. Всем им в значительных количествах давали глюконат кальция и в порошке в корм и в таблетках без корма. Щенки иногда за день сами съедали до 15—20 таблеток, и у нормальных, крепких, здоровых щенков никаких отрицательных последствий мы не отмечали.
Щенки лаек рождаются с висячими ушами. При нормальном развитии у щенков от высокопородных производителей уши обычно встают в месячном или 2-месячном возрасте, реже в более поздние сроки. Если уши не встали к исходу 6 мес, то в дальнейшем трудно ожидать, что они выправятся. Вероятно, это бывает связано с болезнью, которую щенок перенес в скрытой форме.
Одного хорошего питания далеко недостаточно, чтобы вырастить из щенка физически крепкую лайку. Щенки лаек, как и других собак, обычно заражены глистами, которые отрицательно воздействуют на рост и развитие щенков. Заражаются глистами они часто в утробе матери. При сильном заражении глистами у щенков отмечается вздутое, большое, плотное на ощупь брюшко. Считают, что подсосных щенков в возрасте 15—20 дней можно очищать от глистов, давая им пиперазин адипината в дозе 0,2 г на 1 кг живого веса. При отсутствии признаков значительного заражения, дегельминтизацию лучше проводить в возрасте около 1,5—2 мес. К этому времени щенок окрепнет и легко перенесет лекарство. Разовая дача пиперазина при этом —0,25 г на 1 кг живого веса.
С 1,5-месячного возраста щенка нужно регулярно выводить на прогулку, вначале на непродолжительное время, а затем на 2—3 ч, давая ему возможность вдоволь побегать и порезвиться. В летнее время чем дольше будет на солнце и на свежем воздухе ваш питомец, тем лучше для него. Во время прогулок желательно больше играть с ним. Это создает контакт между щенком и хозяином и способствует зарождению привязанности питомца. С первых команд, с соблюдения строгого режима кормления, с первых прогулок и приучения к чистоплотности и начинается воспитание щенка, постепенное обучение его такому поведению, которое желательно охотнику при жизни собаки дома и при использовании ее на охоте.
С 3-месячного возраста полезно брать щенка с собой в лес на прогулку. В зимнее время это трудно осуществлять, но в бесснежный период прогулки в лес просто необходимы. Для таких прогулок выбирают участки леса, где нет людей. Сначала щенок будет держаться вблизи хозяина. В последующие дни он станет отбегать и даже скрываться из глаз иногда на значительное время. Не следует часто подзывать его к себе. Во время таких прогулок полезно приучить щенка к тому, чтобы он помнил о хозяине и умел разыскивать его. Для этого прячутся в подходящем месте, но так, чтобы щенок сравнительно легко нашел по следу своего владельца. В дальнейшем эту задачу усложняют.
В летнее время щенка приучают к воде. Лучше всегда это делать в теплые и жаркие дни. Найдя достаточно большую и неглубокую лужу с хорошо прогревшейся водой, владелец заходит в нее и зовет за собой щенка. Последний, обычно не дожидаясь хозяина, сам заходит в воду. Если же он не входит, то никогда не следует насильно затаскивать его в воду и тем более бросать на глубокие места. Так можно надолго привить собаке боязнь к воде.
При боязни щенка воды, точнее глубоких мест, с ним сначала переходят через мелкие и неширокие ручьи и протоки, затем более широкие и глубокие, постепенно приучая переплывать малые отрезки глубины. Никогда не нужно переносить его на руках через такие препятствия.
С 3-месячного возраста щенка лайки начинают обучать выполнению команд, необходимых на охоте и в быту. Он твердо должен усвоить следующие команды: «нельзя», «голос», «возьми», «лежать», «сидеть» (к командам «ко мне» и «на место» приучать начинают раньше) и некоторые другие. Слова команды должны быть четкими, строго определенными и не изменяться. Например, если сначала при обучении употреблялось слово «возьми», то его нельзя заменять словом «бери». Запрещающие команды произносятся строгим тоном, а поощряющее активное действие собаки — тоном одобрения. Команде «нельзя» обучают главным образом во время дачи корма. Щенка берут на поводок и подводят к миске с пищей. При попытке есть его одергивают поводком и строго произносят «нельзя». Обычно щенок вначале ничего не понимает, и как только ослабнет поводок, он опять делает попытку есть корм. И вновь следует не сильный рывок одновременно с запрещающей командой. Так повторяют несколько раз, и как только щенок остановится или усядется, его нужно погладить и похвалить. Сделав небольшую выдержку, отдают команду «возьми».
Запрещающая команда должна выполняться лайкой без промедления, но этого добиваются не в один день, а лишь через некоторое время, прибегая иногда даже к принуждению, слегка наказывая собаку за невыполненные команды.
Обучить щенка отдавать голос по команде несложно. Перед его кормлением, когда он проголодался, владелец, держа в руке кусочек лакомства (лучше мясо), произносит команду «голос». Щенок попытается схватить лакомство и через несколько безуспешных попыток пролает. Нужно сразу же ему отдать лакомство и затем еще раз-другой повторить этот прием. Через 3— 4 дня обучения он будет хорошо выполнять такую команду. Приучение щенка к отдаче голоса по приказанию не следует рассматривать как забаву. Некоторые лайки, найдя белку, не облаивают ее. У собак, хорошо обученных отдавать голос по команде, этот недостаток легко исправим. Подойдя к месту, где собака обнаружила белку, владелец отдает команду «голос» и, после выполнения этой команды, отстреливают зверька. Два-три таких случая, и собака сама поймет, что нужно делать. Если же лайка не обучена такой команде, она может вообще не облаивать зверька, хотя будет точно находить его. Очень редко, но таких собак нам приходилось встречать.
В раннем возрасте очень желательно обучить щенка приносить поноску. Это делают во время игр с ним. Брошенную хозяином вещь или игрушку щенок часто тащит к владельцу. Очень важно заметить такой момент и использовать его для обучения. Во время броска дается команда «дай» («подай»), а как только щенок принесет брошенный предмет, его нужно поощрить. Для обучения на первых порах можно использовать небольшой мяч, а впоследствии деревянную чурку наподобие небольшой гантели.
Во время игр обучают также команде «ищи», бросая щенку кусочки лакомства. Никогда не нужно переутомлять щенка излишним выполнением команд. Достаточно, если за один урок он сделает 3—4 раза то, что от него требуют. Выполненная команда непременно должна поощряться лакомством или лаской.
Владельцы, выращивающие своих питомцев в городе, часто жалуются на непослушание щенков во время прогулок. Спущенный с поводка щенок в возрасте 5 мес и старше обычно не подходит к хозяину по команде «ко мне» и его иногда с большим трудом удается поймать. Все это объяснимо. Насидевшись в тесной квартире, щенок радуется свободе, резвится, ему все интересно и он прекрасно понимает, что, подойдя к хозяину, должен будет вернуться в квартиру (как это уже было неоднократно), где ему все давно известно и нет такой свободы, как во дворе. Нельзя наказывать щенка за такое непослушание, когда он сам в конце-концов подойдет на зов или будет пойман. Наказание только заставит бояться хозяина и еще больше усугубит непослушание.
В подобных случаях нам помогал следующий прием. Если щенка становилось трудно подозвать во время прогулки, то в последующие выходы во двор брали с собой рогатку с мелкими камушками. Как только мы считали, что наш питомец достаточно погулял, начинали его подзывать. Если он не подходил, то выстреливали в него из рогатки. Как только камушек попадал в щенка, он, не понимая, кто причинил ему боль, опрометью бросался к нашим ногам. Мы сразу гладили его и спокойно уводили со двора. Этим приемом с успехом пользовались и некоторые наши знакомые.
Обязательно нужно приучить щенка к спокойному отношению к домашним животным, главным образом к курам, уткам и овцам. В сельской местности это не составляет труда, так как щенок с раннего возраста привыкает не обращать на них внимания. Щенок, выросший в городе, увидев домашнюю птицу, бросается на нее и стремится придушить. Очень важно не упустить такую первую встречу и, как только щенок попытается схватить или схватит птицу, подать команду «нельзя». Если щенок не бросает сразу птицу, его следует наказать, повторяя «нельзя», «нельзя». В большинстве случаев 1—2 таких уроков бывает достаточно. Взрослого щенка, задавившего птицу и не наказанного на месте преступления, в последующем невозможно отучить от этой привычки как бы сурово его ни наказывали. При людях он будет равнодушно смотреть на птицу, а в их отсутствии станет ее давить.
Воспитывая и обучая молодую лайку приемам общего послушания, следует быть терпеливым и не проявлять раздражения. Нужно стремиться, чтобы было как можно меньше поводов для нежелательных действий собаки.
Вот пример из практики, когда мы, выращивая щенка русско-европейской лайки, сделали его ловким воришкой, хотя и не желали этого. Уходя на ра-б»ту и оставляя щенка одного в квартире, мы не убирали с кухонного стола сахар и конфеты. Все было хорошо до тех пор, пока щенок не подрос. Обладая неуемной энергией и достаточным ростом он в наше отсутствие обследовал все и в конце-концов добрался до сахара, вскочив сначала на стул, а затем и на стол. Сладости щенку понравились. Затем он в нашем присутствии проделал то же самое и был наказан. Запомнив, что на глазах хозяев воровать нельзя, он ухитрялся обследовать стол и таскать с него все, что привлекало его вкус, когда на кухне 1—2 мин никого не было. Проделывал все это он мастерски, крайне редко попадаясь на месте преступления.
В процессе воспитания молодой лайки следует быть сдержанным. На нее нельзя грубо кричать и жестоко бить. Побои ломают характер лайки. Она перестает доверять хозяину, начинает бояться его. Особенно это относится к карело-финским лайкам, которые очень обидчивы. С ними нужно обращаться мягко, хотя и требовательно. При необходимости наказать собаку, очень важно, чтобы наказание следовало за проступками немедленно. Никогда нельзя наказывать за проступки щенка, да и взрослую лайку, если прошло даже всего 2—3 мин после того, как она сделала что-то не так. Собака не поймет за что ее наказывают и станет бояться владельца. Лайка должна верить своему хозяину и с радостью выполнять его команды. Терпеливой настойчивостью, умением подметить особенности поведения щенка и использовать их при воспитании, а также ласковым, ровным и мягким обращением можно достигнуть большего при обучении своего питомца. Прибегать же к наказанию следует только в крайних случаях, и оно не должно быть суровым.
С. Войлочникова