Минприроды страны собирается внести кое-какие изменения в список зверей, представляющих особую ценность, а также в перечень водных биологических ресурсов, речь идет о тех ресурсах, добыча которых карается при несоблюдении закона. Нарушение запрета повлечет определенное наказание.
Министр Сергей Донской акцентировал на том, что контроль пришлось ужесточить по видимым причинам. По его словам, нововведения связаны с увеличением масштабов незаконной добычи и вывоза дериватов данных видов. Сергей Донской не сомневается в том, что проблему, которая нарастает все больше и больше, можно решить путем введения жестких мер, и никак иначе. Он обращается к международному опыту, который лишь подтверждает, что решение такое является рациональным. Бороться с браконьерством в условиях криминализации добычи соболя и кабарги можно, по его мнению, лишь посредством введения подобных мер, которые обеспечат должную защиту зверям и позволят восстановить их популяцию. Этот проект можно увидеть в сети, он размещен в целях общественного обсуждения.
Нужно сказать, что кабарга и соболь сейчас относят к категории тех ресурсов, добыча которых строго лимитирована субъектами государства. На территории России обитает сибирская кабарга, которая представляет собой охотничий вид, а также сахалинский подвид, который находится в Красной книге. Необходимо отметить, что кабарга находится в Приложении II СИТЕС, и это свидетельствует о том, что образцы данного вида могут быть перевезены через границы страны лишь после получения соответствующего разрешения. Под образцами подразумеваются не только живые особи, но также и дериваты, части, медицинские препараты, имеющие в своем составе экстракты, приготовленные из кабарги.
Информация, представленная в учетах, говорит о том, что на протяжении последних двух десятков лет численность вида в стране очень менялась, минимальное количество – 125 тысяч, максимальное – 200 тысяч. Необходимо также отметить, что квоты на добычу данного вида не больше чем 4% от общей численности. Одновременно с этим, эксперты выявили, что кабарга добывается незаконным путем в огромном объеме, соответствующем 20 тысяч самцов за 1 год. Проанализировав подобные данные, можно заключить, что популяция находится на грани исчезновения, ее возможности репродукции очень ограничены.
Представителям браконьерства особо полюбился Алтае-Саянский регион, здесь численность вида соответствует минимуму на 50% участков обитания, которые свойственны виду. Процветание браконьерства, в итоге, привело к тому, что численность кабарги стала вчетверо меньше. В Дальневосточном регионе, а также в Прибайкалье, одновременно с этим, популяция вида остается на допустимом уровне, радуя стабильностью. Несложно предположить, что сохранение вида связано с труднодоступностью местности, которая выступает в качестве буферной зоны, обеспечивающей надежную защиту.
На кабаргу нередко охотятся для того чтобы получить мускульную железу, которая находится на брюхе у самцов. На корейском и китайском рынках кабарожий мускус имеет достаточно большой спрос. Например, скупщики в прошлом году купили мускус по стоимости от 22 тысяч рублей . Объем легальных продаж соответствует 176 миллионам рублей, одновременно с этим нелегальный промысел можно оценить в 450 миллионов рублей.
Сергей Донской отмечает, что обычно легальной продажей кабарги занимаются на Дальнем Востоке или в Восточной Сибири, для таких народов это один из основных видов деятельности. Однако в сравнении со значительными объемами деятельности браконьеров это ничтожно мало. Учитывая огромные объемы противозаконного оборота мускусных желез, можно сделать предположение о наличии многочисленных группировок нарушителей закона, которые отлично организованы и поставляют сырье по налаженным цепочкам.
Мех соболя является одним из наиболее дорогостоящих в международной пушной торговле, такой мех очень востребован. Торговля мехом животного является монополией государства.
В соответствии с данными о реализации шкурок соболя на аукционе города Санкт-Петербург, объем продаж с 2000 года превысил лимит на добычу данного вида. Спустя 6 лет превышение уже оказалось двойным. В период позапрошлого и прошлого годов шкурка в среднем стоила около 6 тысяч рублей, был превышен уровень 600 тысяч шкурок по такой цене. Нужно сказать, что для периода 2012-2013 годов общий лимит на добычу соответствовал цифре 347,7 тысяч особей.
Если добытые поверх лимита соболиные шкурки в своем большинстве продаются через официально существующие площадки, то мускус практически в полном объеме является контрабандой.
Министр сделал акцент на том, что незаконный оборот видов способен повлечь за собой подрыв основы существования огромного количества жителей, которые занимаются их промыслом. Речь идет о людях, проживающих на Дальнем Востоке и на территории Сибири. По словам министра, незаконный оборот ресурсов исчисляется огромными средствами.