Отправлено: 12 Июнь 2013 - 06:07
Может кому будет интерестно об истории компании Зимсоне почитать с просторов интернета.
С окончанием франко-прусской войны в Европе на некотороевремя установилось затишье. Спроса на боевое оружие почти не было, поэтомупосле 1880 года в Зуле на первый план вышло изготовление ружей охотничьих. Авыпуск двустволок под маркой SIMSON начался в 1890-х годах.
В отличие от владельцев других заводов Зуля, Симсоныотличались нестандартными подходами в развитии производства. В 1896 году сынодного из братьев – Герсон Симсон – купил соседнюю фабрику и начал выпускатьвелосипеды. На рубеже веков на предприятиях семейной династии было занято 1200человек – намного больше, чем на заводах других фирм Тюрингии.
Дело умершего в 1904 году отца унаследовали сыновья – Артури Юлиус. Фирма выпускала широкий ассортимент товаров – от ружей и велосипедовдо детских колясок и кухонной утвари.
Важнейшей вехой в развитии компании стало производстволегковых автомобилей. Произошло это в 1908 году. Правда, в 1934 году заводотказался от их выпуска, но именно автомобилестроение послужило основой длядальнейшего роста предприятия.
После поражения в первой мировой Германии по Версальскомудоговору запрещалось производство военной продукции. Исключение было сделанотолько для SIMSON & Co. Всего за три года – с 1924 по 1927 – оборотконцерна вырос почти в 3 раза – с 7 миллионов рейхсмарок до 20 миллионов. Суммапо тем временам просто фантастическая.
Успехи фирмы вызвали зависть конкурентов. В Тюрингскомгосударственном архиве хранится донос, датированный мартом 1933 года. Взаявлении владелец завода «Фриц Вальтер и сын» обвиняет братьев Симсонов вмошенничестве. Аналогичные доносы поступали в гестапо и от других зульскихфабрикантов.
В следующем, 1934 году, против Артура Симсона было выдвинутоофициальное обвинение, что он, якобы, осуществлял поставки оружия для рейхсверапо завышенным ценам. Надуманные обвинения властей, на самом деле, легли воснову плана национализации предприятий, который вынашивал гауляйтер ТюрингииФриц Заукель. Правда, режим Гитлера в то время был ещё не настолько силен,чтобы национализировать заводы лишь на основании того, что их владельцы –евреи. Но уже через год, в ноябре 1935 года, арестованный Артур Симсон вприсутствии сотрудников гестапо подписал документ, согласно которому всобственность государства отходил завод в Зуле. Только после его освобожденияиз-под ареста вся семья уехала сперва в Швейцарию, затем в Лондон, а оттуда – вСША.
После национализации предприятия семьи Симсонов был созданновый оружейный концерн, получивший название BSW (Berlin – Suhler Waffen-undFahrzeugwerke). Через несколько месяцев в него вошла и фабрика в Ваймаре,выпускавшая оружие и грузовые автомобили, и также принадлежавшая Симсонам. Виюне 1936 года эта промышленная группа, в свою очередь, была передана всобственность учреждения Вильгельма Густлова под названием Gustloff-Werke,основанного Ф. Заукелем. Но, несмотря на столь сложную реорганизацию, в Зуленепрерывно продолжался выпуск высококачественных охотничьих ружей с фабричнымклеймом «Зимсон и К°, Зуль» (SIMSON & Co. SUHL). В России эту оружейнуюмарку принято писать в соответствии с правилами немецкого произношения –«Зимсон».
С 3 июля 1945 года округ Зуль переходит под управлениесоветской военной администрации. Бывшие заводы BSW переименовываются в SIMSON 7Co. S.A.G. AWTOWELO SUHL (S.A.G. означает Sowjetische Aktien-Gesellschaft, т.е.«Советское акционерное общество «АВТОВЕЛО»).
На основе плебесцита, проведённого в Саксонии весной 1948года, оружейные заводы Зуля национализируются. А 1 апреля 1953 года изнескольких государственных фабрик, имевших статус народного предприятия (это, вчастности, фабрики C.G. Hanel, Sauer & Sohn, Gebruder Merkel, Greifelt& Co.), образуется юридически самостоятельное объединение VEB ErnstThalmann Werke Suhl. И до 1969 года на заводах этого объединения выпускалиружья под марками Sauer, Hanel, Merkel, TW-Suhl.
В том же 1953 году советское акционерное общество «Зимсон –Автовело» переименовывается в VEB Fahrzeug und Geratewerk Simson Suhl. Наряду сохотничьими ружьями на заводе делали мотоциклы, мопеды и мотороллеры. В декабре1968 года это предприятие прекратило выпуск ружей, сосредоточив усилия напроизводстве исключительно транспортных средств. Однако товарный знак SIMSONрешили сохранить.
В 1969 году изготовление ружей с формальной надписью SIMSONпередаётся на один из заводов нового объединения VEB Fahrzeug – undJagdwaffenwerk Ernst Thalmann Suhl, которое с 1970 года становится, в своюочередь, составной частью комбината по выпуску двухколёсных транспортныхсредств и спортивного оружия – IFA Kombinat fur Zweiradfahrzeuge.
В 1990 г.,после воссоединения ФРГ и ГДР, предприятие, выпускавшее оружие под эгидойпромышленной группы VEB Fahrzeug – und Jagdwaffenwerk Ernst Thalmann Suhl,выделяется в самостоятельную компанию. Новая фирма получает название Jagd – undSportwaffen Suhl GmbH. Она продолжает выпуск спортивного оружия под маркойSIMSON еще три года. Наконец, с 6 сентября 1993 г. с образованиемSuhler Jagd – und Sportwaffen GmbH. Товарный знак SIMSON с оружия исчезает.
Таким образом, надпись SIMSON наносилась на ружья сто лет.Хотя, понятно, что с января 1969 года по сентябрь 1993 года к знаменитой фирмеSimson & Co Suhl эта надпись имела чисто символическое отношение.
За столетие под маркой SIMSON выпущены тысячи и десяткитысяч ружей самых разных типов: охотничьи и спортивные, курковые и бескурковые,гладкостволки и штуцера, вертикалки и горизонталки, карабины, тройники ичетырёхстволки.
Наибольшее количество моделей создано в 1920-1940 годы.Только в фабричном каталоге начала 1930-х годов представлено тридцать моделейгладкоствольных, нарезных и комбинированных ружей. Качество довоенных изделийбыло очень высоким. У наших знатоков особенно ценятся бокфлинты высокогоразбора моделей 46, 47, 48, а также садочные двустволки (Taubenflinten),которые выпускали под маркой SIMSON до 1944 года.
По объёму производства фирма намного превосходила все другиегерманские предприятия. Например, в 1930-х годах фабрика «Зауэр и сын» в годизготавливала 18 тысяч охотничьих ружей, фирма «Братья Меркель» - около однойтысячи, а вот зульский завод «Зимсон и К°» ежегодно выбрасывал на мировой рыноксвыше 30 тысяч. Большая часть экспорта предназначалась для США.
Кстати, наряду с охотничьим оружием фирма SIMSON & Co.поставляла мелким производителям колодки и стволы. Поэтому на старых немецкихружьях можно обнаружить зашифрованное обозначение этого предприятия-поставщика.С 1937 по 1940 год заводы BSW – Gustloff-Werke клеймили свою продукцию цифровымкодом «337». С 1940 по 1945 год – буквенным кодом «bsd» и «bed» (фабрика вВаймаре), кодом – «dfb» (фабрика в Зуле).
До второй мировой оружие с маркой SIMSON в СССР официальноне экспортировалось. Впервые наши охотники познакомились с изделиями фирмыпосле войны.
Поначалу это были немногочисленные трофейные экземпляры,привезённые советскими офицерами. Но уже в 1947 году в страну поступили первыерепарационные зимсоны. Качество этих ружей почти не уступало довоенным,поскольку изготавливали их из задела, уцелевшего в цехах BSW-Gustloff-Werkeпосле трёхмесячного американского присутствия в Тюрингии (с 3 апреля по 3 июля 1945 г.). За это время янки«порезвились» - они растащили хранившееся на складах Зуля наиболее дорогоеоружие, вывезли со многих фабрик новейшие станки, технологическое оборудованиеи даже… напильники. То ли по иронии судьбы, то ли по каким-то другим причинамне пострадали лишь бывшие заводы семьи Симсонов. Американцы не тронулихранившиеся на складах ружья, заготовки коробок, стволов и прочие детали.Именно с этого предприятия советская военная администрация решает начать в Зулевосстановление оружейного производства. Через несколько месяцев возобновляетсяизготовление ружей и на фабрике «Братья Меркель».
Развитию именно этих двух предприятий советское военноекомандование придавало очень важное значение.
В январе 1946 года генерал-майор Колесниченко, курировавшийвосстановление оружейной промышленности, обсуждает с ведущими зульскимипроизводителями план выпуска на год. Фирма «Зимсон-Автовело» берётобязательство изготовить 13,5 тысяч двустволок – больше, чем все остальныепредприятия вместе взятые (в том числе и «Зауэр и сын»). Эти ружья поступают вСССР в счёт репараций, то есть возмещения ущерба, причинённого Германией вовремя войны.
Раскол Германии в 1949 году и потеря западногерманскихпоставщиков сырья подорвали производственные возможности «Зимсон-Автовело». В 1952году получение качественной ореховой древесины и специальной крупповской сталистановится большой проблемой. Плохой материал и связанное с этим ухудшениекачества оружия снижают доверие клиентов, а количество заказов от иностранныхоптовиков уменьшается. Правда, с заключением договорных отношений между ГДР иСССР в сентябре 1955 года качество зимсонов вновь улучшилось. Этому во многомспособствовали поставки в Восточную Германию высококачественного кавказскогоореха и тигельной ижевской стали марки 50А, которую на стволах ружеймаркировали четырьмя кольцами.
С 1963 года экспорт немецкого охотничьего оружия в СССРпрекратился, однако фирма продолжала выпускать свои старые модели длявнутреннего и внешнего рынка. Кстати, завод всегда отдавал предпочтение хорошоотработанным конструкциям и проверенным временем моделям. А для промышленногопроизводства это, пожалуй, самое главное.
На своё бескурковое оружие фирма ставила пять типов ударныхмеханизмов:
Замки системы «Энсон и Дили» с верхними шепталами, двухпёрымипружинами, лежащими в пазах подушек колодки, и курками без отбоя, выполненнымиза одно целое с бойками (серийные модели с горизонтальными стволами);
Замки модифицированной системы «Энсон и Дили» с верхнимишепталами и двухпёрыми пружинами позади курков. Сами курки – разновысотные, сосмещёнными к средней линии коробки ударниками. Левый курок высокий – дляверхнего ствола, правый – короткий и массивный – для нижнего (серийныебокфлинты и вертикальные двойники);
Замки системы «блиц» с нижними шепталами и двухпёрымипружинами позади курков (серийные вертикалки);
Замки на боковых досках типа «Голланд и Голланд» сподкладными V-образными пружинами и перехватывателями курков (дорогие садочныеружья моделей 48, 200, Monte Carlo);
Замки на боковых досках с обратными V-образными пружинами иперехватывателями курков (штучные модели с горизонтальными стволами).
Качество зимсонов уже давно не нуждается ни в какой рекламе.Садочные двустволки – предмет постоянных поисков коллекционеров, независимо отгода их выпуска. На аукционах цена садочных ружей в состоянии in new колеблетсяот 1500 до 3000 долларов.
На российском вторичном рынке подержанные серийные моделиуходят (в зависимости от состояния) за 200-1000 долларов. Их востребованность,а главное цена служат великолепной иллюстрацией того, что зимсоны – отнюдь немассовый товар.
Марка SIMSON на вашем скромном ружье – не просто визитнаякарточка ушедшей в небытие старинной оружейной династии, это не только символопределённой эпохи. Нет, SIMSON – это прежде всего старая добрая двустволка,это ружьё истинного охотника, чтобы ни утверждали приверженцы полуавтоматов ипомповиков!