Весна не для охоты? Итоги совещания в Счётной палате РФ.

18 марта на площадке Общественной палаты Российской Федерации состоялся круглый стол «Отмена весенней охоты на водоплавающих птиц». «Трибуна Общественной палаты» стала свидетелем «острой» дискуссии, модератором которой, выступила заместитель руководителя Рабочей группы ОП РФ по проблемам обращения с животными Дарья Хмельницкая.

В своей вступительной речи Дарья Хмельницкая сообщила, что поводом для сегодняшней встречи стала петиция, опубликованная на сайте change.ru, которая призывает общественность и правительство России отменить весеннюю охоту на птиц в период гнездования. Модератор круглого стола попросила экспертов дать взвешенную оценку этому документу и передала слово автору заявления председателю «Геблеровского экологического общества» Алексею Грибкову, который, в свою очередь, рассказал всем собравшимся за столом переговоров о существующей проблеме.

Алексей сообщил, что его организация уже неоднократно пыталась запретить весеннюю охоту на водоплавающую дичь в Алтайском крае, так как во многом из-за неё, по оценкам многих специалистов и по его собственным наблюдениям, популяция большинства видов водоплавающих птиц неуклонно снижается. В этом году охотничий сезон на Алтае планируется открыть в конце апреля, что, по мнению председателя общественной организации, недопустимо, так как этот период является пожароопасным, а массовое скопление людей многократно увеличивает риски, что влечет за собой многочисленные негативные последствия.

Общественник привел данные, согласно которым, численность водоплавающей дичи и глухаря в Алтайском крае неумолимо падает. Если в 2002 году численность всех видов водоплавающей дичи составляла около 3,2 млн., то уже в 2013 году она сократилось до 1,6 млн. особей. Динамика численности глухаря в Алтайской области также желает лучшего – в 2005 году – 16,0 тыс. особей, в 2011 году – 10, 2 тыс. Кроме того лидер «Геблеровского экологического общества» считает, что весенняя охота должна быть запрещена, так как она нарушает общую логику использования ресурсов животного мира. «Так, во время нереста действует запрет на лов рыбы, в сезон размножения копытных – запрет охоты на них. Почему же во время гнездования птиц охота на них разрешена?», - задает вопрос в своей петиции экологическая организация.

По словам Грибкова, основная масса охотников, приезжающих весной на охоту в Алтайский Край – это браконьеры, которые стреляют «во всё, что шевелится и двигается». В качестве доказательства эколог продемонстрировал многочисленные фотографии мужчин с ружьями, которые для хвастовства позируют перед фотокамерами с убитыми птицами, охотиться на которых строго запрещено. «В результате проведения весенней охоты наносится ощутимый вред не только популяциям охотничьих и условно-охотничьих видов птиц, но и популяциям птиц и других групп животных, не являющихся объектами охоты. Охота в период размножения – мощнейший фактор беспокойства приводит к более частому покиданию гнезд, гибели кладок, и как следствие – к снижению успешности гнездования. Страдают и редкие виды птиц, внесенные в Красные книги», -  гласит третий пункт петиции, направленной на отмену весенней охоты. В петиции изложены следующие требования:

1. Установить окончательный запрет весенней охоты на птиц в Российской Федерации (за исключением регионов Крайнего Севера).

2. Ускорить процесс присоединения Российской Федерации к Афро-Евразийскому Соглашению по охране водно-болотных мигрирующих птиц и Боннской Конвенции об охране мигрирующих видов животных.

3. Предпринять на международном уровне усилия, направленные на достижение соглашений с государствами, где располагаются важнейшие места зимовок птиц (страны Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индостана, и Юго-Восточной Азии) по совместным мерам в области охраны и рационального использования охотничьих ресурсов.

Референт отдела государственного мониторинга и взаимодействия с регионами Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России Антон Межнев отметил, что в последнее время в среде охотников и природоохранной общественности развернулась активная дискуссия по поводу весенней охоты на водоплавающую дичь – гусей и селезней уток. Причина этому – «обеднение российских водно-болотных угодий охотничьими ресурсами пернатых». Чиновник подчеркнул, что многие (не охотники) винят в этом практикуемую в нашей стране весеннюю охоту. Для полного понимания вопроса Антон Межнев рассказал о существующем законодательстве, которое регулирует весеннюю охоту. Правилами проведения подобной охоты предусмотрены следующие ограничения:

- весенняя охота осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение десяти календарных дней;

- запрещенна весенняя охота: с использованием любых плавательных средств для преследования, выслеживания, поиска и добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;

- с применением электронных устройств, эмитирующих звуки;

- на вальдшнепа на утренней тяге;

- с подхода (за исключением глухаря на току);

- с собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением применения подружейных собак для отыскания раненой пернатой дичи и подачи добытой пернатой дичи;

- на самок уток, глухарей, рябчика;

- запрещена весенняя охота на гусей;

- на расстоянии менее 200 метров от уреза воды на ряде имеющих большое значение для мигрирующих гусей рек, водохранилищ и озер, а также на островах указанных водоемов;

- на островах Северного Ледовитого океана и морей, на наиболее важных для мигрирующих гусей реках, озера и водохранилищах и их островах;

Кроме того, Межнев сообщил, что запрещена добыча видов, которые занесены в Красные книги России и субъектов. По мнению эксперта круглого стола, в настоящее время запрет весенней охоты на водоплавающую дичь представляется преждевременным. «Он не приведет к существенному улучшению состояния популяций и в то же время вызовет рост социальной напряженности, нанесет экономический ущерб хозяйствующим субъектам, снизит их заинтересованность в охране и воспроизводстве охотничьих ресурсов, уменьшит поступления финансовых средств в бюджеты различных уровней. Ущерб от протестного браконьерства несопоставимо больше, чем от организованной законной весенней охоты», - подвел итог своего выступления участник обсуждения в Общественной палате РФ.

Главный редактор журнала «Охота» Валерий Кузенков категорически против требований, которые озвучены в петиции «Геблеровского экологического общества». О причинах своего недовольства он рассказал «Трибуне Общественной палаты».

«Я принципиально не согласен с постановкой вопроса, которая использована в петиции. Автор требует запретить весеннюю охоту на водоплавающих птиц в России. Мы не может всё это осуществить, потому что имеется много препятствующих факторов. Я полностью поддерживаю людей, которые инсценировали сегодняшнее совещание, так как у нас большое количество проблем, которые связаны с весенней охотой. Однако если мы ее запретим, то это не решит проблем!

У нас вообще тяжелая ситуация со всем охотничьим хозяйством. В советские времена была целая охотничья отрасль. Например, охотничье хозяйство работало на Дальнем Востоке. Были государственные промысловые хозяйства. Людям давали работу, строили школы. Существовали особо охраняемые природные территории, а сегодня там проходит охота, разрешенная законодательством. На данный момент не осуществляется работа с молодежью, у нас процветает браконьерство, отсутствует природоохранная федеральная структура. Все эти проблемы в комплексе породили ту проблему, которую мы сегодня обсуждали.

Могу сказать, что если мы закроем весеннюю охоту, то, во-первых, это вызовет недоверие к власти, во-вторых, люди все равно будут заниматься браконьерством, и мы не сможем их остановить. Почему? В ряде регионов не хватает инспекторов. На всю Калмыкию, к примеру, всего четыре инспектора, а на весь Ямало-Немецкий округ приходится всего один инспектор. Как  мы все эти вопросы проконтролируем?», - заявил специалист в области охоты.

Валерий Кузенков рассказал нашей редакции о том, каким образом можно решить существующие проблемы: «Я предложил, чтобы Общественная палата выступила перед верховной властью страны с заявлением о том, что необходимо создавать федеральную природоохранную структуру. Нам нужно природоохранная полиция. Нужен инспектор, который будет олицетворять закон. Ему надо предоставить форму, оружие, средства связи и передвижения, достойную заплату. На заработную плату, которая составляет двенадцать тысяч рублей, сейчас не проживешь. Лезть под браконьерские пули за такие деньги никто не будет.

Если мы хотим исправить проблему охраны животных в нашей стране, то мы должны создать сильную природоохранную федеральную структуру, восстановить охотничий промысел, а людям на Дальнем Востоке обязаны предоставить работу, так как там существуют целые поселки, которые вынуждены заниматься браконьерством, потому что нужно кормить семьи. Кроме того, надо разобраться с природоохранными структурами. Сегодня мы сделали заповедные территории, а там просто творится беспредел. Надо покончить с ним! Имеет смысл создать общественное движение, некое охотничье сильной лобби. Поверьте, что мы, охотники, хотим, чтобы животных было, как можно больше. Общими силами нужно воссоздавать охотничью отрасль и охрану животных», - озвучил свою точку зрения главный редактор журнала «Охота».

Шеф-Редактор «Российской охотничьей газеты», орнитолог, Сергей Фокин также раскритиковал петицию о запрете весенней охоты на водоплавающих птиц.

«Мне не понравилась тема о закрытии весенней охоты. Ее нельзя закрывать, потому что это наше национальное достояние. Такие вопросы уже неоднократно поднимались в 20-ом веке. Закрыть ее невозможно. Эта тема, сразу же, после выступления автора инициативы закрыть весеннюю охоту Алексея Грибкова,была заблокирована другими специалистами. Не надо закрывать охоту, надо ее грамотно организовать так, чтобы весной человек охотился по тем правилам, по которым охотились наши отцы и деды. Кроме того, надо бороться с весенними браконьерами», - поведал «Трибуне Общественной палаты» орнитолог.

Председатель Алтайской краевой общественной организации «Геблеровское экологическое общество» Алексей Грибков предположил, почему многие эксперты круглого стола не поддержали его инициативу.

«Эксперты, которые меня сегодня не поддержали, принадлежат к охотничьему хозяйству. Если вы заметили, то все выступающие ученные и представители природоохранных организаций, занимают противоположную позицию. Охотничий бизнес, как известно, деньги зарабатывает на этом ресурсе. А природоохранное и научное сообщество говорят о том, что близится катастрофа. Я неоднократно повторял, что завтра этому бизнесу неоткуда будет брать деньги. По крайней мере, если не принять меры, то в Алтае будет именно так. Надо добавить, что значительная часть охотников Алтайского края разделяют нашу позицию, потому что всё! Добиваем!», - заявил общественник.

Научный сотрудник лаборатории сохранения биоразнообразия и использования биоресурсов ИПЭЭ РАН Софья Розенфельд считает, что нужно регулировать весеннюю охоту. В частности были предложены следующие ограничительные меры:

- запретить весеннюю охоту на территории предложенных ключевых миграционных остановок международного значения;

- запретить весеннюю охоту на гусей в ЮФО

- ограничить весеннюю охоту на гусей в европейской части России только угодьями, где охота разрешена при наличии скрадка (укрытие, в котором охотник поджидает птицу) и выставленных профилей;

- ограничить весеннюю охоту на уток в европейской части России только охотой с подсадной из скрадка;

- ввести рекомендации по пропускной способности угодий;

- закрывать охоту в гнездовых районах в тундрах России не позднее первого июня;

- ввести ограничения по времени (часы, в которые охота разрешена) для ограничения стрельбы в темноте.

Во время дискуссии эксперты пришли к общему мнению, что необходимо создать рабочую группу на базе Общественной палаты, которая занималась бы вопросами весенней охоты и охотничьей отрасли. Софья Розенфельд рассказала «Трибуне Общественной палаты» о целесообразности создания такой группы:

« Я считаю, что это единственное целесообразное решение для того, чтобы рекомендации, которые разработают члены Общественной палаты, были хорошо аргументированы. Если рекомендации будут просто облагороженной стенограммой нашего заседания, где все только познакомились с мнением друг друга, то есть, если не будет второго этапа «причесывания» и «шлифования» предложений, то качество этих рекомендаций будет плохим. Я считаю, что любое начало совещания – балаган и драка. Дальше люди приходят к тем направлениям, которые необходимо обсудить. Потом, эти направления необходимо доработать, чтобы все участники были с ними согласны. Именно это и будет качественными рекомендациями Общественной палаты!», - поделилась своим мнением сотрудник лаборатории РАН.

19 марта 2014 в 9:20

9 комментариев

  1. Colet:

    Конечно! Зачем охранять животных и птиц, организовывать тщательным образом использование ресурсов фауны, платить деньги инспекторам? Для этого же РАБОТАТЬ надо!! А тут запретил и всё, никакого головняка! Мерзость!

  2. Aleksmel`nik:

    Да надо с браконьерством бороться и с бродячими собаками и воронами которых развелось очень приличное каличество. а РЕЗУЛЬТАТОМ ЭТОГО РАЗМНОЖЕНИЯ СТАЛИ ПОДОБНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТ ЭТИХ ЖЕ САМЫХ ЭКОЛОГОВ, ети их в пень. ЖУТЬ!

  3. Alex_von_Fos:

    «Так, во время нереста действует запрет на лов рыбы, в сезон размножения копытных – запрет охоты на них. Почему же во время гнездования птиц охота на них разрешена?», — задает вопрос в своей петиции экологическая организация.

    Я видать совсем тупой. Пусть уважаемая организация разъяснит как правильная весенняя охота наносит вред гнездованию. Ну вот не понимаю я.

  4. Смолин:

    В счет тоже не берется что каждый год на охот. угодиях наши (сироты) отстраевают трех этажные (шалашы),выкупают и огораживают землю гектарами…

  5. Voron2:

    Запрещая, создают больше поводов чтобы нормального охотника превратить в браконьера. Бюрократы, когда только традиции народные уважать научаться. Ни Геблеровским экологическим обществом заведено, не им и решать. Ещё бы GRINpisь к запрету подтянули. Совсем — ухи объелись.

    • Vobler:

      Приветствую мое мнение такое,пока у власти охотобщества не будет мудрого охотника,правельных сроков открытия вессенней охоты не будет. Приведу не много примеров: валловый пролет кряковой утки проходит за две недели до открытия охоты,во сновном летят одни селезня,самая охота сидеть с подсадной,а не когда утки на яйцах сидят,хотят ввести запрет на охоту на гуся весной,мне интересно какой урон мы наносим пролетному гусю который у нас не гнездиться,в канаде стреляют по сотне за зорю и не чего,в нашей полосе гуся мало потому что в полях один сухостой да бурьян,не оземья ни пощипать ни прошлогодней кортошки.Не много не в тему за рыбу которую наши броконьеры сетями типо выловили или мы зимой на зимовальных ямах на мормышку преловили,а то что заводы все реки нарушили сливая в них не знаю чего это нормально,не видел ни одной статьи о том что наказали когонибудь,а простого мужика на каждом шагу пытаются ошкурить и наказать. Наши деды в старину и ситями ловили и острогами кололи, и на дичь весной с прилета ходили,и дичи было много и рыбы. Так пусть за экологией смотрят и тогда может все востановиться.Я всю жизнь живу от сезона до сезона охоты или рыбалки и больно смотреть как нас зажимают.Всем ни пуха ни пера!

  6. siveida:

    Рано паниковать, законы принимает Госдума РФ, а не Общественная палата Российской Федерации.

  7. DED:

    Желания и людские законы чаще всего не совпадают с законами природы и с этим нужно мириться, теперешние «борцы за народное счастье» думают,что раньше народ был глупый и поэтому на пролетную дичь охотился с прилета,охотничьих собак натаскивал и наганивал круглый год,летнюю охоту начинал в июле.А дичи и зверя не уменьшалось.Думаю,что «борцы» больше заботятся о своем кресле,чем об охотниках и сохранности охотничьих ресурсов.

Оставить комментарий

Вы должны войти, что бы оставить комментарий.

Версия для компьютера | Переключить на мобильную версию